К 1995 году блэк-металлическая сцена Норвегии обрела свои устоявшиеся каноны и стала довольно консервативной. Нарушить сложившееся положение вещей решили два музыканта, Корнелиус Йакхеллн и Ларс "Лазарь" Недланд, объединившиеся в проекте "Solefald" ("Закат"). Уже своим первым демо, "Jernlov", они раздвинули рамки жанра настолько, что даже стали получать угрозы со стороны ретроградов от блэка. Наплевательским у Лазаря и Корнелиуса было и отношение к имиджу – они не употребляли "корпспэйнт". Заключив контракт с фирмой "Avantgarde music", в 1997 году "Solefald" дебютировали с альбомом "The Linear Scaffold", навеянным творчеством художника Одда Нердрума, поэзией Байрона, музыкой Бетховена, норвежским пантеизмом и философией экзистенциализма. Все эти тенденции дали повод Корнелиусу и Ларсу назвать свое творчество "красной музыкой с черными краями".
В поддержку альбома группа провела свое первое европейское турне в компании с "Haggard" и "Tristania". Осенью 1998-го начались новые сессии, проходившие настолько напряженно, что микшерский пульт буквально начал дымиться. На "Neonism" музыканты в ломке границ жанра пошли еще дальше и замесили в классическую блэковую основу элементы панка, трип-хопа, рэгги, прогрессива и азиатских мелодий. В текстовом плане композиции стали более философскими.
После "Neonism" дуэт перешел с "Avantgarde music" на "Century media". Следующий релиз от "Solefald" слушатели смогли опробовать на слух в 2001 году. На "Pills Against The Ageless Ills" были выброшены электронные биты и прирэпованные вокалы, наличествовавшие на предшественнике. "Пилюли" звучали быстрее, тяжелее и прямолинейнее.
Этот эпический альбом содержал поляризованные истории жизни двух братьев, один из которых, порнорежиссер, закончил свою жизнь на электрическом стуле за убийство Курта Кобейна, а второй, проведший много времени в монастырях и университетах, умер на больничной койке. Свой четвертый лонгплей "Solefald" записывали в Осло, в студии "Top Room", с продюсером Боргом Финстадом ("Borknagar", "Mayhem", "Vintersorg"). Альбомом "In Harmonia Universali" музыканты достигли новых высот в творчестве. Песни были исполнены аж на четырех языках: норвежском, немецком, французском и английском, а их тематика колебалась от норвежской и греческой мифологии до сатиры и эротики.
Для записи были использованы мужской хор, саксофон, испанская гитара, рояль и прославленный орган "Hammond B3". Прогрессивные тенденции были настолько велики, что слушатели легко могли уловить влияние ранних "Yes" и "King Crimson". После выпуска "In Harmonia Universali" прошло около двух лет, перед тем как "Solefald" вернулись с первой частью нового амбициозного творения, "Red For Fire: An Icelandic Odyssey".
Дискография:
"The Linear Scaffold" – 1997
"Neonism" – 1999
"Pills Against The Ageless Ills" – 2001
"In Harmonia Universali" – 2003
"Red For Fire: An Icelandic Odyssey Part 1" – 2005
"Black For Death: An Icelandic Odyssey Part II" – 2006